Биография Жусипбека Аймауытова

Печать
Аймауытов Жусипбек (1889-1931 гг.)

Че­ловек щед­ро­го та­лан­та Жу­сип­бек Ай­ма­уытов выс­ту­пал как по­эт и дра­матург, но на­иболь­ший вклад он внес в раз­ви­тие про­зы и ли­тера­тур­но­го язы­ка. Суж­де­ния, выс­ка­зан­ные им по проб­ле­мам пе­даго­гики, пси­холо­гии и ме­тоди­ки, не по­теря­ли сво­его зна­чения и сей­час. Ав­тор ори­гиналь­ных ли­тера­тур­но-кри­тичес­ких и пуб­ли­цис­ти­чес­ких ста­тей, он с ув­ле­чени­ем пе­рево­дил А. С. Пуш­ки­на, Н. В. Го­голя, Л. Н. Толс­то­го, дос­то­янием ка­захс­ко­го об­щест­ва сде­лал «Ин­терна­ци­онал».

Жу­сип­бек Ай­ма­уытов ро­дил­ся в 1889 го­ду в семье ауль­но­го бед­ня­ка в Ба­ян-ауль­ском районе Пав­ло­дарс­кой об­ласти. До пят­надца­ти лет учил­ся раз­ным мас­те­ровым де­лам у от­ца и мест­но­го мул­лы. В 1907 го­ду пос­ту­пил в Ба­ян-ауль­скую русс­кую шко­лу, но вско­ре был иск­лю­чен, по­тому что вмес­те с дру­гими уче­ника­ми восс­тал про­тив несп­ра­вед­ли­вого школь­но­го ре­жима. Два го­да про­рабо­тав учи­телем у се­бя в ауле и про­учив­шись в русс­ко-ка­захс­кой шко­ле в Ке­реку, он в 1914 го­ду пос­ту­па­ет в Се­мипа­латинс­кую учи­тель­скую се­мина­рию, ко­торую за­кан­чи­ва­ет в 1919 го­ду. Здесь он зна­комит­ся с К. И. Сат­па­евым и М. О. Ауэзо­вым. Учась в се­мина­рии и па­рал­лель­но до­бывая се­бе на про­пита­ние, Жу­суп­бек не чу­рал­ся ни­какой ра­боты: был че­кан­щи­ком, сто­ляром, плот­ни­ком, са­пож­ни­ком, из­го­тов­лял домб­ры, сам иг­рал, ис­полняя при­думан­ные им же пес­ни и ме­лодии к ним.

В 1917–1919 го­дах вмес­те с А. Бу­кей­ха­новым, М. Жу­маба­евым, М. Ду­лато­вым, М. Ауэзо­вым при­нимал ак­тивное учас­тие в ор­га­низа­ции пар­тии «Алаш-Ор­да».

С 1922 го­да Ж. Ай­ма­уытов за­нял­ся пе­даго­гичес­кой де­ятель­ностью и ра­ботал учи­телем в Карк5ара­линс­ке. В 1924–1926 го­дах – в ре­дак­ции га­зеты «Ак жол», а с 1926 по 1929 год — он ди­рек­тор Шым­кент­ско­го пе­даго­гичес­ко­го тех­ни­кума.

Ж. Ай­ма­уытов пос­то­ян­но на­ходил­ся в гу­ще об­щест­вен­ной и по­лити­чес­кой жиз­ни. Ока­зывая по­мощь го­лода­ющим Тур­гай­ско­го уез­да, он со­бирал по аулам скот. Это и пос­та­вили ему в ви­ну, ког­да он стал од­ной из жертв ста­линс­ких реп­рессий. В 1929 го­ду Ж. Ай­ма­уыто­ва арес­то­вали и расс­тре­ляли в 1931 го­ду. Он по­гиб в воз­расте со­рока двух лет, в расц­ве­те твор­ческих сил. В 1988 го­ду Ж. Ай­ма­уытов был пол­ностью ре­аби­лити­рован.

Еще под­рост­ком, в 13 лет, Жу­суп­бек на­чал пи­сать сти­хи. Вто­рая по­ра при­об­ще­ния к пи­сатель­ской де­ятель­нос­ти приш­ла в 19–20 лет. Впер­вые он пе­чатал­ся в 1913 го­ду в га­зете «Қазақ». В 1916 го­ду на­писал пьесу на те­му отп­рав­ки ка­захов на ты­ловые ра­боты.

Ж. Ай­ма­уытов ос­та­вил бо­гатое ли­тера­тур­ное нас­ле­дие. Он ро­дона­чаль­ник жан­ра ро­мана и дра­мы в сов­ре­мен­ной ка­захс­кой ли­тера­туре. Ху­дожест­вен­ные про­из­ве­дения пи­сате­ля от­ли­ча­ют­ся идей­ностью, бо­гатс­твом эс­те­тичес­ких кра­сок, мас­терс­твом ху­дожест­вен­но­го из­ло­жения, вы­рази­тель­ностью язы­ка, изя­щест­вом сти­ля. Та­кие его сти­хи, как «При­вет Са­ры­ар­ки», «Ко­чев­ка», «Жа­миля», «В без­донной про­пас­ти», ро­маны «Карт­ко­жа», «Ак­би­лек», по­весть «Ви­на Ку­никей», расс­ка­зы и дра­мы, кни­ги для де­тей, ли­тера­тур­но-кри­тичес­кие статьи «Акы­ны пос­ле Абая», «По­эзия Маг­жа­на», «О пе­рево­дах» — все эти про­из­ве­дения сос­та­вили за­мет­ное яв­ле­ние в ис­то­рии ка­захс­кой ли­тера­туры.

Ж. Ай­ма­уытов яв­ля­ет­ся ос­но­вате­лем сце­ничес­ко­го ис­кусс­тва. Стоя у ис­то­ков ка­захс­кой дра­матур­гии, он был ре­жис­се­ром-пос­та­нов­щи­ком сво­их пьес на ка­захс­кой сце­не. Он не толь­ко ор­га­низа­тор пер­вых те­ат­раль­ных групп, но и не­пос­редс­твен­ный их участ­ник. 17 де­каб­ря 1917 го­да в Се­мипа­латинс­ке он пос­та­вил свою пьесу «Ра­бига». Од­но из вы­да­ющих­ся его дра­мати­чес­ких про­из­ве­дений «Шер­ни­яз», пос­вя­щен­ное па­мяти Сул­танмах­му­та То­рай­гы­рова, зат­ра­гива­ет проб­ле­му вза­имоот­но­шения го­рода и се­ла. С тре­вогой и стра­хом восп­ри­нимал­ся ря­довым ка­захом стиль жиз­ни, ко­торый нес с со­бой го­род – па­дение нра­вов, ут­ра­та цен­ностей, ин­ди­виду­ализм, тес­но­та. С дру­гой сто­роны, се­ло (аул) то­же бы­ло пол­но про­тиво­речий. Час­то ауль­ча­не вов­ле­кались в ро­довые расп­ри, а све­жие ве­яния и твор­ческий по­иск встре­чали ре­шитель­ный от­пор со сто­роны кос­ной степ­ной зна­ти.

В Се­мипа­латинс­ке Ай­ма­уытов пос­та­вил спек­такль «Бир­жан и Са­ра», в ко­тором сыг­рал роль Бир­жа­на. «Карт­ко­жа» (1926) – пер­вый ро­ман, на­писан­ный им на ка­захс­ком язы­ке. Не прос­то тя­готы, а ужа­сы, ко­торые приш­лось пе­режить ка­захам во вре­мя граж­данс­кой вой­ны, яв­ля­ют­ся те­мой ро­мана «Ақбілек». Ожес­то­чен­ные схват­ки, раз­го­рев­ши­еся в Рос­сии, вклю­чили в свою ор­би­ту и мир­ные ка­захс­кие зем­ли. За­дав­ленные царс­ки­ми жан­дарма­ми и сол­да­тами, ка­захи бук­валь­но «по­теря­ли» го­ловы, ме­тались в раз­ные сто­роны, не раз­би­ра­ясь, где друзья, а где вра­ги, под­верг­лись на­силию. Че­рез судь­бу ге­ро­ини ро­мана Ай­ма­уытов по­казал тра­гедию ка­захс­ко­го на­рода, зак­лю­ча­ющуюся в его по­кор­ности, сми­рении, кро­тос­ти, раз­давлен­но­го не­умо­лимым хо­дом ис­то­рии и жес­то­кими пот­ря­сени­ями.

Как кри­тик Ж. Ай­ма­уытов опуб­ли­ковал в жур­на­ле «Абай» (№ 1) статью «Пос­ле­абаевс­кие по­эты», в ко­торой рост пи­сатель­ско­го от­ря­да, и ли­тера­туры во­об­ще, он свя­зыва­ет с про­буж­де­ни­ем на­ци­ональ­но­го са­мосоз­на­ния. Ос­но­ву же это­го про­буж­де­ния Ай­ма­уытов ус­матри­ва­ет в трех фак­то­рах: де­ятель­ность Абая, га­зета «Қазақ» и ду­хов­ное раз­ви­тие на­рода, по­вер­нувше­гося ли­цом к на­уке и об­ра­зова­нию. Так же как Абай Жу­суп­бек каж­дым сво­им сло­вом зас­тавлял мо­лодежь ду­мать, стре­мить­ся к луч­ше­му.

Бла­года­ря Ж. Ай­ма­уыто­ву на ка­захс­ком язы­ке заз­ву­чали «Ску­пой ры­царь» и «Ка­мен­ный гость» А. С. Пуш­ки­на, «Ре­визор» Н. В. Го­голя, «От­вержен­ные» В. Гю­го, «Бе­лое без­молвие» Дж. Лон­до­на и др.

Ж. Ай­ма­уытов яв­ля­ет­ся ав­то­ром ря­да учеб­ни­ков и учеб­ных по­собий по пе­даго­гике, пси­холо­гии, ис­кусс­тву.

В 1929 го­ду по об­ви­нению в на­ци­она­лиз­ме Жу­сип­бек Ай­ма­уытов был зак­лю­чен в тюрь­му, пос­ле дли­тель­но­го следс­твия был за­оч­но при­гово­рен к смерт­ной каз­ни в 1931 го­ду.

Видеоэстафета

Мухтар Ауэзов

Счетчики

Яндекс.Метрика