Отношения Казахстана и ОБСЕ обозначились в январе 1992 года и были закреплены документально в 1998 году, когда наша республика подписала ряд документов, позиционирующих РК, как непосредственного члена Организации Безопасности и Сотрудничества в Европе.
С февраля 2003 года в стране начали реализовываться проекты по совершенствованию института по правам человека, реформированию судебной системы и выборному законодательству. В частности, был введен бессрочный мораторий на исполнение смертной казни, началась разработка концепции по введению суда присяжных, который был внедрен в судебную систему только 1 декабря 2007 года.
А 4 июля 2003 года Правительством Республики Казахстан был опубликован законопроект "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в РК", однако “многие из представителей международных и неправительственных организаций отметили несоответствие законопроекта международным стандартам”.
Также в 2003-м Казахстан выдвинул идею о своем председательстве в ОБСЕ в 2009-м году. Однако в декабре 2007-го в Мадриде на встрече министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ было принято решение сместить председательство РК в ОБСЕ. Причиной тому стало не согласие США, Великобритании и Чехии, которые выступили против председательства Казахстана, сославшись на то, что предпринятые шаги в области прав человека в нашей стране не достаточны для того, чтобы занять это почетное место.
Тогда же Испания (бывший председатель ОБСЕ) уговорила представителей этих стран пересмотреть свои политические взгляды на нашу страну. Методом “уговоров” председательство Казахстана отодвинули на год, то есть на 2010-ый.
ОБСЕ - цель или средство?
Наступает 2010 год, который может стать новой вехой нашего государства, ведь на кону кресло председателя ОБСЕ и имидж страны. Однако поскольку четко прописанных критериев для претендентов на заветное место не прописано, существует “плавающая” система одобрения, основанная на согласии членов организации.
“Плавает” система потому, что страна, претендующая на пост председателя ОБСЕ, должна заявить о том, что она поддерживает вопросы, связанные с правами человека - это является важной составляющей работы ОБСЕ, однако можно и не соответствовать этим заявленным обязательствам на момент голосования.
Важнее, чтобы государством были предприняты некоторые шаги в сфере прав человека, которые уверят членов ОБСЕ в намерениях страны-претендента соответствовать международным стандартам. Например, отмена смертной казни, поправки в законодательство о СМИ и нововведения в судебную систему - что и было сделано Казахстаном.
Так и выходит, что если вдруг некоторые страны не согласны с кандидатурой на пост председателя ОБСЕ, то их “уговаривают” различными подвижками со стороны страны-претендента. В связи с этим, в 2007 году “перед самым решающим голосованием по кандидатуре Казахстана министр иностранных дел РК Марат Тажин был вынужден сделать публичное заявление о намерении Астаны либерализовать в 2008 году законодательство о выборах и о СМИ”.
Как только кандидатура Казахстана на пост председателя ОБСЕ была одобрена, представители разных стран начали говорить о том, какое значение имеет оказанная нашей стране честь. В частности, министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб находит председательство РК отличным средством для поднятия имиджа страны: “Председательство Казахстана в ОБСЕ даст возможность укрепить бренд страны на международной арене”.
Заведующий Центром внешней политики Администрации Президента РК Н. Б. Ермекбаев считает председательство в ОБСЕ важнейшей целью для Казахстана, поскольку председательство начнет “содействовать повышению конкурентоспособности, темпов и качества реформ - как политических, так и социально-экономических”.
Посол США Ричард Ю. Хоугланд же отметил, что председательство РК в ОБСЕ даст новый толчок отношениям Соединенных Штатов и Казахстана: “Мы ожидаем дальнейшей работы с правительством Казахстана в принятии следующих шагов, например: устранить уголовную ответственность за клевету и позволить формирование независимых избирательных комиссий”.
12 мая 2009 года посол РК в США Ерлан Идрисов на слушаниях Хельсинкской Комиссии Конгресса США подчеркнул, что ОБСЕ сделала правильный выбор, допустив Казахстан к председательству.
“Это стало основанием для осуществления более значимых задумок, основанием для продвижения в конституционной реформе, соблюдению законности, свободных и честных выборов, приданию полномочий парламенту, продвижению гражданских свобод, что придает особое значение правам человека, включая свободу прессы и свободу религии”, - сказал тогда Е. Идрисов.
На тех же слушаниях выступил и главный правозащитник РК Евгений Жовтис. Он по своему оценил возможное председательство РК и недвусмысленно дал понять, что предпринятые в стране шаги в сфере прав и свобод человека “косметические”.
Касательно законопроекта о СМИ, который на данный момент уже принят и действует на территории Казахстана, Е. Жовтис высказался жестче, чем о преследовании религиозных общин в РК. “Проект закона об Интернете, который практически поставит казахстанский сегмент Интернета под полный контроль властей, похожий на цензуру”, - прокомментировал правозащитник.
Позже в одном из своих выступлений Е. Жовтис рассказал о причине терпимости стран-участниц ОБСЕ к происходящему в РК. По его мнению “нефть, газ, борьба с терроризмом или геостратегическое значение - каждая из этих причин, взятая в отдельности, становится серьезным препятствием на пути демократизации, правового государства и соблюдения прав человека. Проклятие Казахстана заключается в том, что здесь действуют все четыре причины!”
Запад - против
После принятия в РК закона о СМИ европейские газеты, интернет-порталы и правозащитные организации начали относиться к председательству нашей страны в ОБСЕ еще более настороженно и критично. Вот несколько нелицеприятных публикаций:
· Немецкая газета «WELT»: «Пустить козла в огород: Казахстан получил право возглавить ОБСЕ».
· Газета «Badishe Zeitung»: «ОБСЕ должна потребовать от Казахстана отчета и настаивать на осуществлении политических реформ. Они должны пойти значительно дальше тех косметических поправок, к которым президент Нурсултан Назарбаев прибегал до сих пор».
· Французская газета «Le Monde»: «Этот закон предусматривает, чтобы блоги и площадки дискуссий подлежали тому же юридическому режиму, что и печатные периодические издания, и дает властям право их блокировать, если они освещают без разрешения выборы, забастовки, демонстрации…».
· Генеральный секретарь организации "Репортеры без границ" Роберт Менар: «Представленный законопроект не соответствует международным стандартам в области свободы слова и гарантий свободы выражений. Он представляет собой попытку установить правительственный контроль над всем информационным пространством страны».
Свод критику насчет принятого в РК закона о СМИ озвучила в своем заявлении и Кэйли Скотт, поверенный в делах миссии США в ОБСЕ: “США хотели бы присоединиться к Европейскому союзу в высказывании нашего глубокого сожаления о том, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал 11 июля закон, регулирующий Интернет, который мы считаем ограничительным”.
Евросоюз тоже не заставил долго ждать и выразил свою “обеспокоенность последствиями, связанными с подписанием данных поправок, для свободы прессы и слова в Казахстане” - об этом сказал 6 июля 2009-го года в своем заявлении Джоул Саймон, глава независимого Комитета по защите журналистов.
В свою очередь, представитель ОБСЕ по свободе слова СМИ Миклош Харашти сказал, что отказ от принятия данного документа создаст твердую уверенность в том, что Казахстан будет соблюдать обязательства стран-участниц организации в области свободы СМИ.
К сожалению, всё своё недовольство действиями Казахстана в отношении СМИ запад выражает лишь в заявлениях и рекомендациях, которые не меняют обстановку, а только усиливают к ней внимание общественности и стран-участниц ОБСЕ. Последние, в свою очередь из-за той же “плавучести” системы ОБСЕ могут лишь давать советы, на которые, с тем же успехом, можно дать и обещания изменить дело в ходе председательства. Международные же правовые организации не могут повлиять на ситуацию в целом и уж тем более запретить председательствовать Казахстану в ОБСЕ, потому что полномочий таких не имеют. Получается, что многие недовольны, но ничего конкретного предпринять не могут.
Все по “программе”
В итоге председательство Казахстана в 2010-м году не ставится под вопрос. Причина таких уверенных действий правительства РК в отношении нововведений в законодательство страны довольно обоснована, ведь если вчитаться в те же поправки к закону о СМИ, можно увидеть, что формулировки “плавают”, как и критерии отбора председателя ОБСЕ, тем самым обеспечивая как иллюзию свободы, так и возможность тотального контроля над интернет-контентом.
Сами же высокопоставленные лица РК, в частности президент, убеждают, что поправки в закон уберегут страну от подрывающих имидж государства публикаций, как в западных, так и в казахстанских СМИ. По мнению президента РК Нурсултана Назарбаева: “Нужно снять излишние бюрократические барьеры, регулирующие деятельность СМИ…Но государство должно следить за тем, чтобы деятельность СМИ не шла вразрез с правами человека. Свобода слова - это право говорить правду”.
В то же время предпринятые шаги в отношении СМИ очень похожи на тезисы, содержавшиеся в программе “Путь в Европу” еще в 2008-м году. В ней были прописаны планы принятия поправок в закон, только что именно они под собой подразумевали, не уточнялось: “…либерализация политической жизни страны и приобщение Казахстана к лучшим общемировым традициям. В частности, это относится к совершенствованию законодательства о выборах, политических партиях, средствах массовой информации (включая вопросы диффамации), реформировании государственной службы, судебной системы и других сфер общественных взаимоотношений”.
Напомним, официальных заявлений со стороны ОБСЕ о снятии заявки Казахстана на председательство пока не было, все возражения остаются лишь на бумаге и на правозащитных сайтах.
Многие эксперты считают, что ключевую роль в председательстве РК в 2010-м году может сыграть лояльность Республики к энергетическим проектам, которые активно лоббирует Запад. Дело в том, что никакие демократические ценности не могут стоять выше энергетических и экономических взаимоотношений акторов международной политики.
Запад преследует более глобальные цели в Казахстане. В частности, ослабление позиций России в центрально-азиатском регионе, реализация таких энергетических проектов, как нефтяные трубопроводы “Одесса-Броды” и “Баку-Джейхан” посредством участия нашей страны.
Однако президент Назарбаева знает, что можно себе позволить, а что нет. О подрыве же отношений с Россией в пользу Запада точно говорить не приходится, потому что Казахстан будет идти на уступки лишь до тех пор, пока ему это выгодно - это основа многовекторной политики нашего государства.
С февраля 2003 года в стране начали реализовываться проекты по совершенствованию института по правам человека, реформированию судебной системы и выборному законодательству. В частности, был введен бессрочный мораторий на исполнение смертной казни, началась разработка концепции по введению суда присяжных, который был внедрен в судебную систему только 1 декабря 2007 года.
А 4 июля 2003 года Правительством Республики Казахстан был опубликован законопроект "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в РК", однако “многие из представителей международных и неправительственных организаций отметили несоответствие законопроекта международным стандартам”.
Также в 2003-м Казахстан выдвинул идею о своем председательстве в ОБСЕ в 2009-м году. Однако в декабре 2007-го в Мадриде на встрече министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ было принято решение сместить председательство РК в ОБСЕ. Причиной тому стало не согласие США, Великобритании и Чехии, которые выступили против председательства Казахстана, сославшись на то, что предпринятые шаги в области прав человека в нашей стране не достаточны для того, чтобы занять это почетное место.
Тогда же Испания (бывший председатель ОБСЕ) уговорила представителей этих стран пересмотреть свои политические взгляды на нашу страну. Методом “уговоров” председательство Казахстана отодвинули на год, то есть на 2010-ый.
ОБСЕ - цель или средство?
Наступает 2010 год, который может стать новой вехой нашего государства, ведь на кону кресло председателя ОБСЕ и имидж страны. Однако поскольку четко прописанных критериев для претендентов на заветное место не прописано, существует “плавающая” система одобрения, основанная на согласии членов организации.
“Плавает” система потому, что страна, претендующая на пост председателя ОБСЕ, должна заявить о том, что она поддерживает вопросы, связанные с правами человека - это является важной составляющей работы ОБСЕ, однако можно и не соответствовать этим заявленным обязательствам на момент голосования.
Важнее, чтобы государством были предприняты некоторые шаги в сфере прав человека, которые уверят членов ОБСЕ в намерениях страны-претендента соответствовать международным стандартам. Например, отмена смертной казни, поправки в законодательство о СМИ и нововведения в судебную систему - что и было сделано Казахстаном.
Так и выходит, что если вдруг некоторые страны не согласны с кандидатурой на пост председателя ОБСЕ, то их “уговаривают” различными подвижками со стороны страны-претендента. В связи с этим, в 2007 году “перед самым решающим голосованием по кандидатуре Казахстана министр иностранных дел РК Марат Тажин был вынужден сделать публичное заявление о намерении Астаны либерализовать в 2008 году законодательство о выборах и о СМИ”.
Как только кандидатура Казахстана на пост председателя ОБСЕ была одобрена, представители разных стран начали говорить о том, какое значение имеет оказанная нашей стране честь. В частности, министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб находит председательство РК отличным средством для поднятия имиджа страны: “Председательство Казахстана в ОБСЕ даст возможность укрепить бренд страны на международной арене”.
Заведующий Центром внешней политики Администрации Президента РК Н. Б. Ермекбаев считает председательство в ОБСЕ важнейшей целью для Казахстана, поскольку председательство начнет “содействовать повышению конкурентоспособности, темпов и качества реформ - как политических, так и социально-экономических”.
Посол США Ричард Ю. Хоугланд же отметил, что председательство РК в ОБСЕ даст новый толчок отношениям Соединенных Штатов и Казахстана: “Мы ожидаем дальнейшей работы с правительством Казахстана в принятии следующих шагов, например: устранить уголовную ответственность за клевету и позволить формирование независимых избирательных комиссий”.
12 мая 2009 года посол РК в США Ерлан Идрисов на слушаниях Хельсинкской Комиссии Конгресса США подчеркнул, что ОБСЕ сделала правильный выбор, допустив Казахстан к председательству.
“Это стало основанием для осуществления более значимых задумок, основанием для продвижения в конституционной реформе, соблюдению законности, свободных и честных выборов, приданию полномочий парламенту, продвижению гражданских свобод, что придает особое значение правам человека, включая свободу прессы и свободу религии”, - сказал тогда Е. Идрисов.
На тех же слушаниях выступил и главный правозащитник РК Евгений Жовтис. Он по своему оценил возможное председательство РК и недвусмысленно дал понять, что предпринятые в стране шаги в сфере прав и свобод человека “косметические”.
Касательно законопроекта о СМИ, который на данный момент уже принят и действует на территории Казахстана, Е. Жовтис высказался жестче, чем о преследовании религиозных общин в РК. “Проект закона об Интернете, который практически поставит казахстанский сегмент Интернета под полный контроль властей, похожий на цензуру”, - прокомментировал правозащитник.
Позже в одном из своих выступлений Е. Жовтис рассказал о причине терпимости стран-участниц ОБСЕ к происходящему в РК. По его мнению “нефть, газ, борьба с терроризмом или геостратегическое значение - каждая из этих причин, взятая в отдельности, становится серьезным препятствием на пути демократизации, правового государства и соблюдения прав человека. Проклятие Казахстана заключается в том, что здесь действуют все четыре причины!”
Запад - против
После принятия в РК закона о СМИ европейские газеты, интернет-порталы и правозащитные организации начали относиться к председательству нашей страны в ОБСЕ еще более настороженно и критично. Вот несколько нелицеприятных публикаций:
· Немецкая газета «WELT»: «Пустить козла в огород: Казахстан получил право возглавить ОБСЕ».
· Газета «Badishe Zeitung»: «ОБСЕ должна потребовать от Казахстана отчета и настаивать на осуществлении политических реформ. Они должны пойти значительно дальше тех косметических поправок, к которым президент Нурсултан Назарбаев прибегал до сих пор».
· Французская газета «Le Monde»: «Этот закон предусматривает, чтобы блоги и площадки дискуссий подлежали тому же юридическому режиму, что и печатные периодические издания, и дает властям право их блокировать, если они освещают без разрешения выборы, забастовки, демонстрации…».
· Генеральный секретарь организации "Репортеры без границ" Роберт Менар: «Представленный законопроект не соответствует международным стандартам в области свободы слова и гарантий свободы выражений. Он представляет собой попытку установить правительственный контроль над всем информационным пространством страны».
Свод критику насчет принятого в РК закона о СМИ озвучила в своем заявлении и Кэйли Скотт, поверенный в делах миссии США в ОБСЕ: “США хотели бы присоединиться к Европейскому союзу в высказывании нашего глубокого сожаления о том, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал 11 июля закон, регулирующий Интернет, который мы считаем ограничительным”.
Евросоюз тоже не заставил долго ждать и выразил свою “обеспокоенность последствиями, связанными с подписанием данных поправок, для свободы прессы и слова в Казахстане” - об этом сказал 6 июля 2009-го года в своем заявлении Джоул Саймон, глава независимого Комитета по защите журналистов.
В свою очередь, представитель ОБСЕ по свободе слова СМИ Миклош Харашти сказал, что отказ от принятия данного документа создаст твердую уверенность в том, что Казахстан будет соблюдать обязательства стран-участниц организации в области свободы СМИ.
К сожалению, всё своё недовольство действиями Казахстана в отношении СМИ запад выражает лишь в заявлениях и рекомендациях, которые не меняют обстановку, а только усиливают к ней внимание общественности и стран-участниц ОБСЕ. Последние, в свою очередь из-за той же “плавучести” системы ОБСЕ могут лишь давать советы, на которые, с тем же успехом, можно дать и обещания изменить дело в ходе председательства. Международные же правовые организации не могут повлиять на ситуацию в целом и уж тем более запретить председательствовать Казахстану в ОБСЕ, потому что полномочий таких не имеют. Получается, что многие недовольны, но ничего конкретного предпринять не могут.
Все по “программе”
В итоге председательство Казахстана в 2010-м году не ставится под вопрос. Причина таких уверенных действий правительства РК в отношении нововведений в законодательство страны довольно обоснована, ведь если вчитаться в те же поправки к закону о СМИ, можно увидеть, что формулировки “плавают”, как и критерии отбора председателя ОБСЕ, тем самым обеспечивая как иллюзию свободы, так и возможность тотального контроля над интернет-контентом.
Сами же высокопоставленные лица РК, в частности президент, убеждают, что поправки в закон уберегут страну от подрывающих имидж государства публикаций, как в западных, так и в казахстанских СМИ. По мнению президента РК Нурсултана Назарбаева: “Нужно снять излишние бюрократические барьеры, регулирующие деятельность СМИ…Но государство должно следить за тем, чтобы деятельность СМИ не шла вразрез с правами человека. Свобода слова - это право говорить правду”.
В то же время предпринятые шаги в отношении СМИ очень похожи на тезисы, содержавшиеся в программе “Путь в Европу” еще в 2008-м году. В ней были прописаны планы принятия поправок в закон, только что именно они под собой подразумевали, не уточнялось: “…либерализация политической жизни страны и приобщение Казахстана к лучшим общемировым традициям. В частности, это относится к совершенствованию законодательства о выборах, политических партиях, средствах массовой информации (включая вопросы диффамации), реформировании государственной службы, судебной системы и других сфер общественных взаимоотношений”.
Напомним, официальных заявлений со стороны ОБСЕ о снятии заявки Казахстана на председательство пока не было, все возражения остаются лишь на бумаге и на правозащитных сайтах.
Многие эксперты считают, что ключевую роль в председательстве РК в 2010-м году может сыграть лояльность Республики к энергетическим проектам, которые активно лоббирует Запад. Дело в том, что никакие демократические ценности не могут стоять выше энергетических и экономических взаимоотношений акторов международной политики.
Запад преследует более глобальные цели в Казахстане. В частности, ослабление позиций России в центрально-азиатском регионе, реализация таких энергетических проектов, как нефтяные трубопроводы “Одесса-Броды” и “Баку-Джейхан” посредством участия нашей страны.
Однако президент Назарбаева знает, что можно себе позволить, а что нет. О подрыве же отношений с Россией в пользу Запада точно говорить не приходится, потому что Казахстан будет идти на уступки лишь до тех пор, пока ему это выгодно - это основа многовекторной политики нашего государства.