БД – «Электронный архив» - полнотекстовая база данных учебной литературы на казахском, русском, английском языках  БД «Труды профессорско-преподавательского состава ЮКГУ им. М. Ауезова»-полнотекстовая коллекция изданий учебно-методической литературы преподавателей ЮКГУ  Комиссия по правам человека при президенте РК ELIBRARY.RU - ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА База данных arXiv.org — крупнейший бесплатный архив электронных публикаций научных статей и их препринтов по физике, математике, астрономии, информатике и биологии Электронная библиотека статей 300 популярных журналов и газет на английском языке (1998-2003 гг.)  Казахстанская открытая библиотека Казахстанская Национальная электронная библиотека       

Первый казах, ставший чемпионом мира по французской борьбе, многократный победитель мировых, региональных, российских, а позже всесоюзных чемпионатов по классической борьбе среди супертяжеловесов, великий атлет Мукан Мунайтпасов, больше известен и миру, и казахскому народу под именем Кажымукан. То есть Святой (совершивший Хадж) Мукан

Детство

Кажымукан родился в 1871 году в Акмолинской области, в ауле Караоткель, где в основном проживали представители казахского рода алтыбас кыпшак. Кстати, это один из самых известных казахских родов, мужчины и даже женщины которого славятся недюжинной силой - и физической, и духовной. Моя мама тоже из рода кыпшаков, и, собственно, многие истории из жизни Кажымукана я впервые услышала от нее.
Караоткель был обычным аулом, коих в казахских степях не мало. Когда следом за тяжелой зимой приходила долгожданная весна и лето, в аулах начинались многочисленные тои. Казахские тои, или праздничные сборища не обходились без народных игр. Особенно на праздниках ценились палуаны, или борцы. Одним из палуанов, развлекавших народ на праздниках, вскоре стал и Мукан - сын бедного крестьянина Мунайтпаса, рано проявивший свои необычные физические способности.
Отец отдал его батрачить к богачу. Десятилетний Мукан мог с легкостью поднять мешок с зерном, а затем легко бежать за вторым. Для него это было привычной работой. Через некоторое время даже хозяину стало интересно наблюдать за мальчиком, который с легкостью совершал тяжелый труд. Богач решил испробовать его в качестве палуана. Мальчик не пропускал состязания палуанов, где легко выигрывал бои не только у ровесников. Иные юноши старше его на пять-шесть лет опасались вступать с ним в поединок. Аксакалы, видевшие это, предрекали ему славное будущее палуана.
Мама рассказывала, что Кажымукан мог на спор съесть барана или выпить курдюк масла, хотя по своей природе ел очень мало. Но такие вот были забавы степной молодежи.
С той порой связаны известные истории из жизни Мукана Мунайтпасова, многие из которых давно перешли в разряд легенд. Вот одна из них. Однажды в тине застрял громадный бык. Казалось, что помочь бедному животному уже невозможно, ведь такую громадину не то что поднять, сдвинуть невозможно. Но Мукан обвязал туловище быка веревкой, перекинул ее через могучие плечи и... вытащил на берег бедное животное.
Другая история. В 1889 году выпала тяжелая зима с сильными буранами. Надо было привезти сухое сено для скота. Кого отправить в трудный путь? Хозяин, у которого батрачил Мукан, посчитал, что в случае чего нищего Мукана никто не хватится. Да и силищи у этого парня столько, что только он справится. Мукан добрался до места, загрузил сеном сани. На обратном пути через степь завьюжило и начался сильный буран. Дорогу занесло, лошади выбились из сил, а одна, не устояв на ногах, упала и больше не вставала. Тогда Мукан погрузил ее на сани поверх сена, вторую лошадь привязал сзади, сам же, впрягшись в сани вместо лошади, потащил все вместе в аул. Тогда юноше было 18 лет от роду.
Эта история быстро обошла всю степь, после этого Мукана начали приглашать на разные тои для выступления перед гостями. Чем больше он был на виду, тем больше его стали узнавать и говорить о нем. Но от своих побед Мукан не получал удовлетворения, считая, что это все не то, о чем он мечтал все свое детство.

1908 год. Участники международного чемпионата в цирке Турции в Киеве. Во втором ряду сидит крайний слева - Кажымукан. Рядом с ним его соперник по финалу этого чемпионата - поляк Франц Биньковский
(“Циклоп”). Кажымукан весил 95 кг, “Циклоп” - 143 кг, но на лопатках оказался “Циклоп”

Отрочество

В 1901 году в Омске открылся новый цирк. Цирк в начале прошлого века означал главный источник информации и место отдыха для простого народа, как театр для буржуазии. Артисты цирка - клоуны, акробаты, силачи - были популярны и известны.
Так что открытия нового омского цирка все ждали с нетерпением. К тому же прошел слух, что там пройдет чемпионат по французской борьбе. Весть дошла и до далеких казахских аулов. Мукан добрался до Омска по Сибирской железной дороге. Приехав в огромный город, который ранее не посещал, Мукан нашел цирк. Вокруг толпятся люди, изнутри доносятся звуки начинающегося представления, но все билеты уже распроданы. Надо что-то делать. Тогда он пытается пробраться в цирк через отдельный вход для борцов, но в дверях его задерживает дежурный. “Я прошел тысячи километров, чтобы посмотреть борьбу”, - объясняет Мукан дежурному. Тому доводы молодого казаха не интересны, тогда Мукан берет его за шкирку и выкидывает как... перекати-поле.

Перед Муканом возникает хозяин цирка Злобин, который восторгается его мощным спортивным телом и пропускает в цирк. Во втором отделении начинается французская борьба, и тогда Мукан понимает, что она вовсе не похожа на то, чем он занимался до этого на казахских тоях. Он дивится красоте зрелища. В конце поединка на арену вышел Андрей Злобин, младший брат хозяина - знаменитый русский борец. Выходит арбитр и спрашивает у публики, есть ли среди зрителей кто-нибудь, кто желает бороться с Андреем Злобиным. Он несколько раз повторяет свой призыв. Никто из зрителей не решается выйти на арену.
Мукана мучают двойственные чувства - с одной стороны, страх, а с другой - острое желание попробовать свои силы с настоящим борцом. Но все же, переборов себя, он выходит на арену. У него не было специальных борцовских трусов, но ему разрешили выйти в брюках и без рубашки. Когда он снимает рубашку, зрители понимают, что у Злобина достойный соперник - высокая, атлетическая фигура, мощные бицепсы... Только на 18-й минуте Андрею Злобину удалось положить Мукана на обе лопатки.
Благодаря Злобину Мукан попадает в Петербург, где судьба его сводит с Иваном Лебедевым, юристом по образованию и борцом по призванию. В Петербурге Лебедев содержал собственную школу тяжелоатлетов, где Мукан и проучился два года.

Зрелость

Там же, в омском цирке, Мукан знакомится со знаменитым русским борцом Иваном Поддубным. История дружбы прославленного казахского борца Кажымукана и русского богатыря Ивана Поддубного, чемпионов мира по французской борьбе, стоит отдельного рассказа. Кажымукану удалось преодолеть многочисленные трудности и интриги конкурентов. В 1904 году оба атлета с триумфом выступили в Париже и заняли два первых места.
1909 год. В Риге проводился чемпионат, куда Мукана специально пригласили. Собрались знаменитые борцы: представитель России Георг Гаккеншмидт, чемпион мира Георг Лурих, всемирно известные Алекс Аберг, Турбас, Тигане и другие. Вся пресса писала о нем так: “В чемпионате участвует чемпион чемпионов Муканов Мухунура”.
Цирковой псевдоним Мухунура был придуман Иваном Лебедевым для привлечения публики на “японского” борца. В народе ходили слухи о грозном самурае, телохранителе самого японского императора, которого выслали из Японии якобы за то, что голыми руками убил другого самурая. “А у них, у самураев, значит, руками убивать нельзя, - шепотом объясняли друг другу зрители, - только мечом можно...” Люди верили каждому слову и валили в цирк, чтобы увидеть самурая-чемпиона...
Позже были и другие псевдонимы. Черный Иван - Мукан был в четверке Иванов, наряду с Иваном Поддубным, Иваном Заикиным и Иваном Шемякиным.
А самый известный - Ходжа Мукан - появился после выступлений в Турции. Для поездки в Турцию руководитель труппы предложил Мукану бороться под другим именем - Кара-Мустафа. На самом деле имя привлекло турецких зрителей. Более того, через некоторое время все внимание турецких зрителей было направлено на гостя. Так красиво боролся этот Кара-Мустафа, победив популярного турецкого борца Нуруллаха.
Таинственный “русский” с тюркским псевдонимом приглянулся во время поединка Шакир-паше - сановному правителю Стамбула, который до начала схватки выяснил, что гость мусульманин. Мукану предложили вместе с Шакир-пашой совершить хадж в благословенную Мекку. Паломничество на святую землю, по которой ходил пророк Мухаммед - заветная мечта каждого мусульманина. Хадж снимает с человека все грехи, делает его чистым перед Аллахом и людьми, приближает к небу. “Совершить хадж удается далеко не каждому правоверному”, - сказал Шакир-паша, и Мукан, не раздумывая, согласился.
В святых городах Мекке и Медине никакие зрелища не разрешались. Неподалеку от них в городе Джидде был организован борцовский турнир, в котором участвовали 25 мусульманских атлетов из Азии и Африки. Мукан победил всех и стал чемпионом.
После паломничества на святую землю Мукан Мунайтпасов получил почетное звание хаджи. Впервые он выступил под новым псевдонимом в цирке братьев Никитиных в Саратове в 1912 году. Тогда первыми соперниками Кажымукана на ринге стали француз Рауль де Руан, Том Кеннеди, Поплавский, Петр Крылов и другие. С тех пор он выступает под именем Хаджи Мукан. Кажымукан.

Надежда

На одном из чемпионатов в Риге Мукан встречается со своей первой женой, актрисой цирка Надеждой Чепковской. Судьба Надежды очень схожа с его судьбой - она из бедной семьей, да и в цирк ее толкнула нужда, с 12 лет работала в цирке. У нее был очень сильный характер, который и позволил ей стать популярной артисткой цирка, наездницей. Надежда влюбилась в него с первого взгляда.
Мукан и Надежда едут в Омск, где казахская родня с радостью встретила молодую невесту. Мулла, татарин Хасен, обвенчал их по мусульманскому обычаю, и Надежда получила новое мусульманское имя - Фатима. Постоянные переезды из города в город, из страны в страну на чемпионаты, отсутствие постоянного жилья. Но рядом с ним всегда была Фатима.
Кажымукан выиграл немало чемпионатов - победил выдающегося борца Алекса Аберга, Ивана Шемякина, стоявшего на одном уровне с такими богатырями, как Иван Поддубный и Иван Заикин, “железного” датчанина Иесса Петерсена, Георга Луриха в борьбе джиу-джитсу. В поединках с великими борцами Иваном Поддубным, Станиславом Збышко-Цыганевичем, Иваном Заикиным добивался ничейных результатов.
В 1927 году ЦИК Казахстана присвоил Кажымукану Мунайтпасову, ставшему чемпионом мира по борьбе, почетное звание “Батыр казахского народа”.

Сила. Дух. Патриотизм

1941 год. Кажымукану 70 лет. Но в течение трех лет с начала войны он ездит по югу Казахстана, демонстрируя свое искусство. Лозунг “Все для фронта, все для победы!” не оставил равнодушным и его.
“Кажымукан мог остановить машину, схватив ее за борт, и она не могла дальше ехать”, - такие сказочные истории рассказывала мне мама в далеком детстве про кыпшакского палуана. Мамин дядя, писатель Калмакан Абдикадыров, написал в свое время книгу о жизни знаменитого земляка - “Кажымукан”. Малышкой я с восхищением рассматривала фотоиллюстрации в этой книге. Одна мне запомнилась особенно - грузовая машина “эмка”, набитая людьми, проезжает по доскам, а под ними лежит человек. Это был 1943 год, парк культуры и отдыха в Чимкенте. Именно там Кажымукан провел то легендарное выступление с машиной.
В 1944 году заработанные выступлениями деньги - 100 тысяч рублей - Кажымукан отправляет в фонд Победы. Он просит ЦК КПСС назвать самолет именем казахского батыра Амангельды Иманова. 29 октября приходит ответ из ЦК: “Южно-Казахстанская область, Шаульдерский район, колхоз Актобе, Кажымукану. Примите мой привет и благодарность Красной Армии, товарищ Хаджи Мукан. За вашу заботу о Воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Сталин”.
Весть о поддержке всеми любимого чемпиона по французской борьбе Хаджи Мукана обошла все фронты. Командование Военно-воздушных сил на деньги Хаджи Мукана приобрело самолет, на одном боку которого было написано “Амангельды”, а на другой - “Хаджи Мукан”. Пилотом “ПО-2” стал соотечественник Калжытай Шалабаев.

Память

Он умер в 1948 году, до последнего дня сохранив ясность ума и физическую силу. Казахи говорят, что такие люди, как Кажымукан, рождаются раз в тысячу лет. Современники отзываются о Кажымукане как о человеке бесконечно добром, скромном, который никогда ни на кого не обижался, и при этом не умел обижать других, старался никого не ставить в неудобное положение.
“Впервые я увидел Мукана Мунайтпасова в 1908 году в Киеве на борцовском чемпионате в цирке Турции. Кисти у него были широченные! Это свидетельствовало о громадной природной силе. Но он ею никогда не кичился. Сильный борец Франц Биньковский, проходя мимо, обязательно толкнет плечом или локтем - к стенке отлетаешь! А Мукан был спокойным, скромным, доброжелательным, хорошо воспитанным человеком. В этом красивом казахе была врожденная глубинная культура и гордость человека, который никогда не опустится до низменного поступка”, - так отзывался о нем украинский борец Михаил Слуцкий.

В архиве в деле Кажымукана сохранилось письмо председателя Комитета физкультуры и спорта Мухамеджанова в адрес зампреда Совмина Заговельева от 6 декабря 1949 года, где говорится: “Борьба как вид спорта и без того крайне слабо развивается в Казахстане. Достаточно сказать, что на Среднеазиатской спартакиаде наша республика по борьбе заняла последнее место, проиграв даже команде Киргизии”.

Своеобразным ответом Кажымукана на сетования чиновников от спорта стало: “Цель борьбы - не в победе или поражении. Она в том, чтобы, стоя в тесном пространстве арены, на глазах тысячной публики бороться за свое счастье. Движение - это внешний рисунок борьбы, а главное содержание в том, чтобы не дать трудностям одолеть себя. Процесс познания борьбы - в самой борьбе”.

“Батыр казахского народа” - это официальное почетное звание, присвоенное в 1927 году ЦИК Казахстана Кажымукану Мунайтпасову - первому казаху, ставшему чемпионом мира по борьбе.
Мукан Мунайтпасов родился в 1871 году в ауле Караоткель на территории Акмолинской области. Юношей Мукан Мунайтпасов работал у нервного крикливого богатея. Однажды в тине застрял громадный бык. Животное погибало. А помочь ему никто не мог. Никто, кроме Мукана. Мукан обвязал веревкой туловище бычины, перекинул веревку через свои широкие плечи, уперся могучими ногами в матушку-землю, напрягся до набухшей жилы на лбу и вытащил на берег эту жалобно мычащую рогатую тонну.
Мукан обратил на себя внимание профессионалов еще в начале своей карьеры, встретившись с “Русским львом” Георгом Гаккеншмидтом. У “Льва” были победы чуть ли не над всеми чемпионами мира его времени. И физически он был поразительно силен - стоя на мосту, выжимал 145-килограммовую штангу. А вот Мукана, который делал первые шаги в большой борьбе, положить не смог. Поединок длился час и был прерван по какой-то мудреной причине, которую придумали судьи и которую Мукан так и не понял. Некоторую ясность позднее внес тренер “Дядя Ваня”, сказав, что Мукан “переполошил Льва”...
Предстояла поездка в Турцию. Имя “Муханура” туркам ничего не говорило. И руководитель труппы Лурих предложил Мукану бороться под другим именем - Кара-Мустафа.
- Понимаешь, был сильный борец Кара-Ахмет - один из идолов турецких зрителей, - убеждал Лурих. - Имя Кара-Мустафа должно их привлечь.
И в самом деле привлекло. Особенно на схватку Кара-Мустафы в Стамбуле с турецким чемпионом Нуруллахом, громадиной в 155 килограммов, большим мастером турецкой “масляной” борьбы. 100-килограммовый Мукан был похож на стройного юношу рядом с этой живой горой. Борьба ногами в этой схватке разрешалась. Подсечки, зацепы, подножки - все применял Мукан. Удивительное дело: фанатичные турецкие зрители стали болеть за гостя. Уж очень красиво и смело боролся этот Кара-Мустафа! На двадцатой минуте Нуруллах оказался на спине. Главный приз был вручен Мукану.
Но было нечто более важное, чем приз. Могучий казах приглянулся во время поединка Шакир-паше - сановному правителю Стамбула, который до начала схватки выяснил, что гость - мусульманин. Шакир-паша имел серьезные виды на этого сильного и такого ловкого борца, и он должен был точно знать, в самом ли деле этот человек мусульманской веры. Мукану предложили вместе с Шакир-пашой совершить хадж в благословенную Мекку. “Совершить хадж удается далеко не каждому правоверному”, - сказал Шакир-паша. Мукан не раздумывая согласился...
В святых городах Мекке и Медине никакие зрелища не разрешались. Неподалеку от них в городе Джидде был организован борцовский турнир, в котором участвовали 25 мусульманских атлетов из Азии и Африки. Мукан победил всех и стал чемпионом. Но главное было то, что после паломничества на святую землю он, Мукан Мунайтпасов, получил почетное звание Хаджи. Его стали называть Хаджи Мукан, Кажымукан...
В 1909 году в Риге был организован большой международный турнир. Кажымукан провел десять победных схваток и вышел в полуфинал. Чемпион России Иван Яго, чемпион мира Алекс Аберг и третий призер мирового чемпионата Юхан Тигане тоже стали полуфиналистами.
Журнал “Геркулес” назвал Яго “яркой звездой борцовского ковра”. Кажымукан погасил эту звезду мастерским броском через спину на 17-й минуте. С чемпионом мира Абергом Кажымукан свел поединок к ничьей и занял очень почетное на таком турнире второе место. Знатоки стали поговаривать, что “этому казаху будет что сказать и на официальном чемпионате мира”.
Официальный чемпионат мира в Кельне, как объяснил Кажымукану его друг Вейланд, “немцы организовали не случайно”. Генрих Вебер и Франц Зауэрер уже выигрывали чемпионаты в других странах. Вот организаторам и хотелось, чтобы кто-то из двух сильнейших борцов Германии стал чемпионом на родине, на глазах у кельнской публики. “Выиграешь у этих двоих, и ты Мукан... Ладно, боюсь сглазить...”
Друг не сглазил. Зауэрер лег на спину на 20-й минуте. Несколько меньше времени Кажымукану потребовалось на француза Кальве. И вот финал: Кара-Мустафа (Кажымукан уже никогда не менял этого псевдонима, освященного на святой земле) и чемпион мира Генрих Вебер. Немец и казах оказались друг для друга крепкими “орешками”. Они разошлись до следующего дня, хорошо понимая, что один из “орехов” должен быть расколот. На третьей минуте Кажымукан нырнул под руку соперника, оторвал его от ковра в заднем захвате и с высокой амплитудой, которая в те далекие времена почему-то не оценивалась, запустил Вебера в свободный полет через весь ковер. Обе лопатки Генриха плотно приклеились к ковру. Туше! Чистая победа!
Кажымукан впервые в жизни стал официальным чемпионом мира. Он был награжден большой золотой медалью. Отныне все антрепренеры, все конферансье на всех последующих чемпионатах и турнирах должны будут представлять его - чемпион мира!
Иван Поддубный, встретив Кажымукана в Петербурге, обнял его и сказал: “Поздравляю, друзяка! Нашего чемпионского полку прибыло. Теперь твоя техника поднялась до уровня твоей силы. Так держать, дорогой Мукан”.
Впоследствии он выиграл еще много чемпионатов. В активе великого Кажымукана появились победы над чемпионами мира: Алексом Абергом (раньше он проигрывал этому выдающемуся борцу), Иваном Шемякиным, “железным” датчанином Иессом Педерсеном, Георгом Лурихом (в борьбе джиу-джитсу). Добивался почетных ничейных результатов в поединках с великими борцами Иваном Поддубным, Станиславом Збышко-Цыгыневичем, Иваном Заикиным.
Был Кажымукан чемпионом мира и по вольной борьбе, и чемпионом Европы по джиу-джитсу. Школа казахша-курес помогла. Был дважды обладателем одного из самых почетных в мире призов - “Пояса короля Сигизмунда”.
За все эти награды Кажымукан заплатил годами тяжелейшей тренировочной работы, заплатил многими славными победами. Заплатил и отсутствием постоянного жилья, отсутствием своего дома. Переезжал с женой, выступая на чемпионатах, из города в город, из одной страны в другую. Так и жил...
Все свои звания Кажымукан добывал вдали от Казахстана, вдали от своей родины - в Европе, на Ближнем Востоке, в Китае, в Америке (в Соединенных Штатах он выиграл чемпионат по вольной борьбе). И когда батыра пригласили на чемпионат, который должен был состояться в городе Троицке, Кажымукан сразу же согласился: “Троицк же на границе с Тургайскими степями. Еду!”.
Каким-то образом люди узнали, что к ним едет борец - хаджи. На маленьких и больших станциях его встречали тысячи людей. Слышалась родная казахская речь, люди дарили батыру подарки. Степные конники лихими скачками сопровождали поезд от станции к станции.
Тебя, Мукан, как князя встречают!

Музей хаджи мукана пополнился уникальными экспонатами

В экспозиции областного спортивного музея имени Хаджи Мукана, расположенного в селе Тамерлановка появилось 3 новых уникальных экспоната - 2 ордена и 1 медаль из 48 наград легендарного борца. Эти награды музей купил у академика Алимкула Буркитбаева за 1млн. 200. тыс тенге. Буркитбаев приобрёл их в 1993 году на аукционе "Спортивный трофей", проходившем в Санкт-Петербурге.
Орден "Золотого Льва и Солнца", врученный Хаджи Мукану принцем Персии в 1910 году за победу в финальной схватке с чемпионом Персии - Маршрутом.
Орден "Благоденствия" Манчжурии. Вручен Хаджи Мукану за победу над чемпионом Японии Саракики Джинндофу.
Медаль Хаджи Мукана за победу на международном турнире в Литве в 1913 году.
На обороте каждой медали и ордена есть гравировка "Х. Мукан"
С 1993 года эти три награды хранились у Алимкула Буркитбаева , но только в этом году появилась возможность их купить в связи с изменением статуса музея.
До недавнего времени музей им. Хаджи Мукана был филиалом чимкентского областного краеведческого музея. Теперь это самостоятельный музей, имеющий свой собственный бюджет. Музей также приобрёл двух-пудовую гирю с которой Х. Мукан выступал в цирке.
В 1914 году Хаджи Мукан оставил около 20 наград в залог своему другу прибалтийскому борцу Вейланду Шульцу, для того чтобы уехать из Прибалтики в Акмолинск на похороны отца.
Два ордена и медаль выставили на аукционе "Спортивный трофей " потомки Вейланда Шульца. Судьба остальных наград пока не известна. Музей занимается поисковой работой.
Музей планирует выкупить у Алимкула Буркитбаева афиши с именем великого борца, а также его пояс, украшенный золотыми круглыми пластинками, которые в своё время были перенесены туда из пояса шаха Персии.

Богатырь казахских степей

Кажымукан Мунайтбасов — фигура в казахстанском спорте однозначно значимая. Его имя носят многотысячные стадионы в Шымкенте и Астане — совершенно разных районах страны, а это ли не говорит о его «всеказахстанскости», что ли? Еще в детстве от старших и из книжек я знал, что боролся еще до войны такой легендарный борец Кара-Иван — едва ли не брат самого Ивана Поддубного. И только намного позже узнал, что этот знаменитейший спортсмен — ни кто иной, как казахский палуан Кажымукан Мунайтпасов.

Известный мастер классической борьбы Кажымукан Мунайтпасов родился в начале апреля 1886 года (по другим, не самым, впрочем, правдоподобным данным — в 1891 году) в ауле Курама (опять-таки, есть сведения, что в ауле Караоткель — возможно, это один и тот же населенный пункт? — авт.) Акмолинской области. Род свой вел от кыпшаков, родового подразделения алтыбас, который издавна славен был подвигами своих батыров. Один из дедов Кажымукана в четвертом поколении — батыр Шади, живший во времена хана Абылая.

В 1904 году по рекомендации известного русского циркового борца А.Н. Злобина (где только он увидел будущую звезду цирковой борьбы? — авт.) совсем юный Мукан Мунайтпасов был принят в школу И.В. Лебедева в Санкт-Петербурге, где обучался цирковому искусству классической борьбы с 1905 по 1907 годы. Затем он начал выступать в составе цирковой труппы профессионального борца чемпиона Мира Георга Луриха. Под псевдонимами (сначала — подозрительно японским) Ямагата Муханура (налет экзотичности у цирковых борцов был тогда непременным атрибутом — авт.), затем — Кара-Мустафа, Махмут и так далее он участвует в различных международных соревнованиях по французской и вольной борьбе. Спустя недолгое время казах (вернее, как в то время писали — киргиз-кайсак) Мунайтпасов становится победителем и призером всероссийских турниров в Саратове, Казани, Омске, Троицке, Уфе и других городах, а также международных чемпионатов в Москве, Киеве, Риге, Минске, Париже, Варшаве, Харбине. В составе цирковой труппы молодой кыпшак совершал турне по странам Южной Америки, Ближнего и Среднего Востока. В 1909–1911 годах он успешно выступил в схватках с сильнейшими турецкими борцами. Та поездка оказалась для атлета судьбоносной, как признание его силы и таланта в ходе этого турне в его имени появилась приставка «Кажы» («Хаджи») — совершивший паломничество ко святым местам. Покорение в одиночку Муканом борцовской Турции было воспринято его российскими единоверцами именно так.

В 1909 году на чемпионате Мира по французской борьбе в Гетеборге (Швеция) теперь уже Кажымукан стал обладателем золотой медали. Сильнейшим он стал и на мировом чемпионате в Варшаве (1911). В 1913 году в Троицке степной богатырь одержал победу над 18 борцами из разных стран.

Под именем Кара-Иван Мунайтпасов защищал спортивную честь России в Кабуле, Тегеране, Харбине и других городах. Обаятельный и добродушный казахский палуан дружил со знаменитыми русскими борцами, которых звали Иванами — Поддубным, Заикиным, Шемякиным. Ему приходилось меряться силами на ковре со всемирно известными богатырями — эстонцем Алексом Абергом, поляком Станиславом Збышко-Цыганевичем, турком Нурла, японцем Саракики Йендофу. Стоит ли лишний раз упоминать, кто выходил из тех схваток победителем?

В советском Казахстане Кажымукан Мунайтпасов, как бы совсем не приветствовалось его по праву заработанное имя, отдавал все свои силы на организацию передвижного цирка. Он участвовал в выступлениях в Петрозаводске, Фрунзе, Ташкенте, Одессе, Пензе, Семипалатинске. В 1927 году Президиум ЦИК Казахской АССР присвоил Кажымукану почетное звание «Богатырь казахских степей». На тот момент им больше не владел никто.
Показательные выступления атлета производили на зрителей незабываемое впечатление. Среди его номеров были разбивание тяжестей на груди, завязывание железного лома в узел на голой шее, поднятие нескольких человек на вытянутых руках и многие другие.

В 1929–1931 годах Богатырь казахских степей с успехом выступал в Петропавловске, Омске, Новосибирске, на Алтае. Достоянием истории стал тот факт, что Кажымукан своим авторитетом способствовал освобождению родственников, которые были раскулачены и оказались на выселении в Омской области как «байские элементы». Трагедия 30-х годов — «голощекинский» голод — глубоко печалила Кажымукана, который прилагал все силы, чтобы выручить из беды своих земляков.

Любовь всего советского народа казахстанский батыр заслужил и своим гражданским поступком в военную пору. В годы Великой Отечественной войны Кажымукан выступал с цирковыми представлениями среди населения, а вырученные средства перечислял в Фонд обороны. На эти средства был в итоге построен целый самолет-истребитель. А борца наградили орденом «Знак Почета».

Однако последние годы жизни прославленного атлета, который жил и скончался в 1948 году в маленьком селении (ныне — им. Кажымукана Арысского района Южно-Казахстанской области), оказались безрадостными: оставшись без внимания со стороны властей, недавняя звезда спорта вынужден был продавать за бесценок свои медали, чтобы содержать семью. Власти полагали, что, будучи за рубежами Союза, атлет поддался антисоветской пропаганде и представлял потенциальную опасность для советской системы. НКВД взялся тогда преследовать спортсменов за их, якобы, служение царизму и прочие «преступления».

Очень много еще неисследованного в биографии Кажымукана, оставившего свой неповторимый след в истории спорта и физической культуры Казахстана.
Жизненный путь Кажымукана Мунайтпасова — пример беззаветного служения любимому виду спорта. В историю российской и казахстанской школы борьбы он вписал свое имя золотыми буквами.

А нам остается только восхищаться своим неуступчивым предком…

Поверженный палуан

В этот день, 10 января 1947 года, знаменитый Хаджимукан пишет свою последнюю просьбу к властям.

Свое последнее обращение он адресует председателю Совмина республики Н. Ундасынову. Справедливости ради надо сказать: тот подробно изложил заслуги палуана и непосредственно за подписью Н. Ундасынова в ЦК Компартии Казахстана на имя секретаря ЦК Г. Боркова ушла служебная записка с перечнем мер помощи престарелому герою. В ней отмечено также и то, что вместе с группой русских борцов Хаджимукан объездил почти все страны мира, кроме Америки, отстаивая честь России. Фактически он был абсолютным чемпионом мира, так как в борьбе никто его не мог победить. Отмечено и то, что при этом Хаджимукан не имеет никаких званий, хотя он заслужил это своей долголетней деятельностью на цирковой арене, где показал выдающееся мастерство борьбы.
Однако глава высшего исполнительного органа власти оказался бессильным перед секретарем ЦК партии, который оказался равнодушным к судьбе чемпиона мира. Пожилой и уже беспомощный Хаджимукан, на век вперед обеспечивший славу казахской школе палуанов, так и озаглавливает свое письмо - "Просьба".
"Живу в хлеву, в помещении для скота"…

Текст этого документа, ныне хранящегося в Госархиве респуб-лики, не может не ранить сердце любого нормального человека. Приведем его полностью, чтобы эта боль в который уж раз стала уроком для тех, от кого зависят жизнь и судьба уникальных отечественных талантов. 
"Просьба. Аксакал, разрешите изложить просьбу о моих невзгодах. Сегодняшнее мое положение весьма плохое. Прошу взглянуть на меня милосердным взглядом - нет у меня ни пищи, ни одежды. В возрасте, когда мне исполнилось семьдесят шесть и пошел семьдесят седьмой год, впал я в подобное положение. В семье нет человека, пригодного для работы. Есть у меня трое малолетних детей.

1 июня 1946 года я переехал в колхоз "Ленинское знамя" Темирлановского сельсовета Арысского района, однако никакой помощи районные организации Арыси не оказывают. У меня нет дома, хотя обещали построить дом, но не построили. Живу в хлеву, в помещении для скота. Помимо сказанного выше, очень прошу Вас создать для Хаджимукана условия, приличествующие Хаджимукану. Дайте мне прочувствовать мой 75-летний юбилей. Предел моих желаний - это 1-2 коровы с телятами, чтобы было молоко, да кобыла с жеребенком. Других просьб у меня нет. Привет от меня! Ежемесячную пенсию в размере 500 рублей, обещанную Вами, мне так и не выдали. Жду известий. Прощайте, с просьбой Хаджимукан. 10 января 1947 г."

Не дать трудностям одолеть себя

Говорят, как-то известный поэт Султанмахмут Торайгыров спросил Хаджимукана, в чем суть борьбы, на что тот ответил: "Цель борьбы - не в победе или поражении. Она в том, чтобы, стоя в тесном пространстве арены, на глазах тысячной публики бороться за свое счастье. Движение - это внешний рисунок борьбы, а главное содержание в том, чтобы не дать трудностям одолеть себя. Процесс познания борьбы - в самой борьбе".

Легендарный казахский борец, чемпион мира и России по французской борьбе Хаджимукан Мунайтпасов стал обращаться за помощью только после памятного мая 1945 года, а до того во время войны он не только молча терпел лишения, но и отдавал последнее для Победы. Известно, что в годы войны Хаджимукан отдал на нужды фронта личные 100 тысяч рублей, на эти деньги был куплен истребитель "ПО-2". Как он добыл эти деньги? В 1944 году он организовал в районах Южно-Казахстанской области свое последнее выступление и собрал сумму в 100 тыс. рублей. За свой благородный поступок легендарный силач удостоился благодарственной телеграммы Сталина, а сам, по свидетельствам современников, "едва сводил концы с концами". Мало того, в марте 1945 года, опять же адресуя в фонд обороны, он засеял четыре гектара кукурузы, которую обрабатывал вместе с пятилетним сыном Айдаром.
После войны, когда положение его стало совсем отчаянным, а возраст солидным, 75-летний батыр стал просить власть держащих о помощи и поддержке. Ведь на восьмом десятке лет он оказался без крыши над головой, жил в хлеву, так как его лачужка могла вот-вот обрушиться, с малолетними детьми на руках! Это он, покоривший лучшие цирковые арены Азии и Европы! Но все эти обращения были в конце концов проигнорированы путем могоступенчатого "отфутболивания" разнообразных чиновничьих структур друг другу – как говорится, до степени полной нейтрализации.

В предыдущем письме старый палуан проявляет-таки свою обиду и делает это, как ребенок. "В ходе подготовки к предстоящему юбилею 25-летия Казахской Республики мое имя не упоминается. Я прихожу к мысли переехать в соседний Узбекистан, где, может быть, моим именем назовут хотя бы одну улицу. Поэтому прошу Вас разрешить мне переезд из Казахстана в Узбекистан". Но и эта его просьба была проигнорирована.

Поединок смерти

Но память о великом борце не угасла, напротив, проведенные им уникальные бои продолжают восстанавливаться по фрагментам свидетельств и документов. Вот что рассказывал, в частности, завотделом Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова Э. Валиханов. "Хотя знаменитый батыр Хаджимукан Мунайтпасов и снискал себе славу непобедимого на борцовском ковре, но были в его биографии поединки особо тяжелые. Как тот, что про-изошел в 1905 году с японцем Сар-Кетеном. Это действительно была схватка не на жизнь, а на смерть, историки даже назвали ее "поединком смерти". А дело было так. В 1905 году Хаджимукан с восемнадцатью русскими борцами выступал в Японии. Коллеги палуана тщательно готовились к схватке с Сар-Кетеном (по-видимому, это псевдоним японского борца), который был непревзойденным мастером джиу-джитсу. Опасения россиян подтвердились – он их всех легко победил. Последним на ковер вышел Хаджимукан. По условиям они дрались по пять минут с перерывом на отдых. Но первые же пять минут оказались очень тяжелыми для казахского борца. Пальцы японца были как железные когти – сильные и цепкие. И когда он хватал Хаджимукана, они "впивались и разрывали мышцы", - вспоминал батыр. Лицо палуана во многих местах было ободрано до кости, а кровь текла рекой. Каждое неосторожное движение могло быть последним.

Зрители неистовствовали. После первого перерыва Хаджимукан призвал на помощь аруахов и, словно в последний раз, вышел на ковер. Ценой невероятных усилий ему удалось подмять под себя Сар-Кетена. Усевшись ему на спину, он "содрал кожу с шеи японца" – и тот уже не мог сопротивляться. Потом казахский борец закинул голову противника и сделал чисто традиционное, риторическое движение, словно собрался "разодрать пасть", хотя делать это, по словам батыра, он не собирался. В это время японские болельщики повскакивали со своих мест и ринулись на ковер. Эта толпа разъяренных зрителей растерзала бы Хаджимукана, если бы не российские борцы. Все восемнадцать, они заслонили собой отчаянного палуана, который не мог разжать своих рук, судорожно сведенных на "оскаленном" лице поверженного противника.
После этой схватки, от описания которой сотрясались тогда все газеты планеты, Хаджимукан долго лечился в Петербурге. Его навещал сам Поддубный и другие борцы.

Уже в советское время палуан, будучи "в возрасте", выступал с показательными номерами. Так, в 1936 году, когда ему сравнялось 66 лет, голыми руками скрутил железные сани. Другой трюк: в особую перекладину впрягали двух верблюдов, и силач их держал, не давая сделать ни шагу. Он также тащил огромные сани, не по снегу, а по земле, на которых восседали 20 человек. С дореволюционных времен и лет до семидесяти Хаджимукан демонстрировал и такой трюк – на грудь ему клали помост, куда въезжал автомобиль и какое-то время двигался вверх-вниз в такт мерному дыханию борца.

Стыд в наследство

Хаджимукан Мунайтпасов не оставил после себя ни учеников, ни богатства, ни дома для своей семьи. Остались только память и стыд, который уже не погасить никакими памятными мероприятиями и посмертными почестями. Он жил в Шаульдерском районе Южно-Казахстанской области, происходил из бедняцкой семьи. До 20 лет работал батраком у баев и кулаков. К этому времени он, обладая богатырской силой, становится непобедимым борцом. В 20 лет он попадает в Казань, оттуда - в Петербург, Одессу, Гамбург, обучаясь искусству борьбы. Через два года учебы Хаджимукан впервые выступает на арене Киевского цирка и с тех пор, в 90-х годах прошлого столетия, становится профессиональным борцом - чемпионом России. Умер Хаджимукан Мунайтпасов в 1948 году в возрасте 78 лет, по версии - от затяжного воспаления легких, заработанного проживанием в морозы в помещении для скота.

Mukhtar Auezov

Counters

Яндекс.Метрика